15 октября 2013 г.

Танго «Татьяна» в исполнениии Петра Лещенко - как «шедевр пошлости»

Танго «Татьяна» в исполнении Петра Лещенко
Самой популярной песней Лещенко стало танго Марьяновского «Татьяна». В СССР ей досталось как «шедевру пошлости», наверное, больше всех остальных подобных произведений вместе взятых. Что, вероятно, лишь способствовало народной популярности «Татьяны».

Ее знали наизусть, переписывали с магнитофона на магнитофон и слушали, слушали, слушали...

В 1988 году фирма «Мелодия» выпустила пластинку «Поёт Пётр Лещенко», которую назвали сенсацией месяца. В мае диск занял 73-е место во всесоюзном хит-параде, а за пару-тройку недель вышел на первое место по популярности среди дисков-гигантов.
Впервые легально Пётр Лещенко был назван лучшим.

Виниловая пластинка : «Поет Петр Лещенко » (M60 48297 001)
пластинка «Поёт Пётр Лещенко» M60 48297 001
© «МЕЛОДИЯ», 1988
Всесоюзная студия грамзаписи
Перепись с пластинок 1930-х годов
Ленинградский завод грампластинок


При реставрации записей П. Лещенко были использованы собрание пластинок В. Д. Сафошкина (Москва) и материалы Центрального государственного архива звукозаписей СССР

Трэклист:

A1 Вернулась снова ты
    (П. Лещенко)
A2 Марфуша
    (М. Марьяновский)
A3 Не уходи
    (Е. Скляров, П. Лещенко)
A4 Петрушка
    (А. Альбин, П. Лещенко)
A5 Голубые глаза
    (О. Строк)
A6 Когда зажгутся фонари
    (авторы неизвестны)
A7 Спи, мое бедное сердце
    (О. Строк)

B1 Девонька
    (авторы неизвестны)
B2 Моя Марусечка
    (Г. Вильнов)
B3 Татьяна
    (М. Марьяновский)
B4 И льется песня
    (В. Кручинин, М. Лахтин)
B5 Мое последнее танго
    (О. Строк)
B6 В цирке
    (Н. Мирский, Н. Мирский, Колумбов, П. Лещенко)
B7 Старинный вальс
    (Н. Листов)

Реставратор Е. Дойникова.
Редактор К. Тихонравов
Художник Б. Столяров
Рецензия к пластинке: Борис Метлицкий

В видеоролике использованы фрагменты:
- Петр Лещенко - "Мое последнее танго", Татьяна Скабард, 1992 г.


Лещенко Пётр Константинович

14 июня 1898 года — 16 июля 1954
Русский и румынский певец, артист, ресторатор.

Родился в селе Исаево Одесской области. Мать родила его
вне брака. В графе «отец» запись: «незаконнорождённый».

Мать Петра обладала абсолютным музыкальным слухом,
знала много народных песен и хорошо пела, что оказало
должное влияние на формирование личности Петра.

Ему повезло, что отчим Алексей Васильевич разглядел в
мальчике, которого он полюбил как собственного сына,
артистические наклонности и подарил ему свою гитару.

Летом 1914 года началась Первая мировая война. Лещенко
под влиянием патриотических настроений попадает в
кишиневскую школу прапорщиков.

Октябрьская революция застала прапорщика Лещенко в
военном госпитале, куда он попал после тяжелого
ранения, полученного в бою. Тем временем политическая
ситуация в регионе изменилась. Из недавнего еще
союзника новая, уже советская, Россия стала
непримиримым врагом Румынии. В сложной обстановке,
когда многие международные договоры царской России
утратили свою юридическую значимость, Румыния без
лишней дипломатической волокиты, в одностороннем
порядке решила давний территориальный спор в свою
пользу - в январе 1918 года она оккупировала
Бессарабию, отторгнув ее от России.

Лещенко в одночасье, против своей воли и желания, стал
эмигрантом.

Решающим оказалось знакомство Лещенко на одном из
вечеров с Оскаром Строком. Строк, уезжая в Лиепаю,
включил его в программу концерта. Но в большом
концертном зале голос Лещенко потерялся.

Успех пришел к нему после выступлений в небольшом
уютном кафе под названием «А.Т.». В кафе играл
маленький оркестр под управлением прекрасного скрипача
Герберта Шмидта. Во время одной из пауз в игре оркестра
Шмидт подошел к столику, где сидели Строк и Соломир.
Они уговорили его поработать с Лещенко, а Строк взялся
помочь с репертуаром.

Начались репетиции, и через две недели состоялось
первое выступление певца. Это было в конце 1930 года,
который и можно считать началом певческой карьеры Петра
Лещенко как сольного исполнителя.

Первые две песни, спетые им, прошли с успехом, но когда
объявили, что будет исполнено танго Оскара Строка,
публика, видя в зале самого автора, стала аплодировать
ему. Строк поднялся на сцену и сел к роялю. Это
окрылило Петра, и он проникновенно исполнил новое
произведение композитора «Мое последнее танго». Зал
разразился бурными овациями, танго пришлось
бисировать...

Зинаида родила сына, которого по желанию отца назвали
Игорем, хотя родственники Закис хотели дать ему
латышское имя.

Да, в Риге пробил звездный час Лещенко. Петр стал
регулярно выступать в кафе «А.Т.». На фирме «Беллакорд»
Лещенко записал шестьдесят одно произведение. Среди них
сочинения самых разных авторов, либо музыка, либо то и
другое вместе. Но славу ему принесли в основном танго и
фокстроты Оскара Строка и Марка Марьяновского.

Строк открыл дорогу Лещенко в мир грамзаписи, сделал
его королем пластинок, а певец, в свою очередь,
обессмертил прекрасные танго Оскара Строка.

Но самой популярной песней Лещенко стало танго
Марьяновского «Татьяна». В СССР ей досталось как
«шедевру пошлости», наверное, больше всех остальных
подобных произведений вместе взятых. Что, вероятно,
лишь способствовало народной популярности «Татьяны». Ее
знали наизусть, переписывали с магнитофона на
магнитофон и слушали, слушали, слушали...

В 1933 году Геруцкий, Кавура и Лещенко открыли в
Бухаресте небольшой ресторан «Наш домик». Капитал
вложил представительный на вид Геруцкий, который и
встречал гостей. На кухне хозяйничал опытный повар
Кавура, а Лещенко с гитарой создавал настроение в зале.
В гардеробе посетителей принимали отчим и мать Лещенко.

Дела в «Нашем домике» пошли хорошо: посетители валили
валом, столики брались, как говорится, с боя, и
появилась необходимость в перемене помещения.

Осенью 1936 года, а может, и раньше, на главной улице
Бухареста, Виктории, был открыт новый ресторан, который
так и назывался - «Лещенко». Поскольку Петр
Константинович пользовался в городе большой
популярностью, ресторан посещало изысканное русское и
румынское общество.

Диски же Лещенко, расходившиеся фантастическими
тиражами, крутили и по радио, и на вечеринках, и в
ресторанах. Песни в его исполнении составляли, если так
можно сказать, бытовой музыкальный фон в русскоязычных
колониях за рубежом».

«Пластинки Петра Лещенко проникали в Советский Союз и в
тридцатые годы, но особенно много их появилось на
черных рынках и базарах Бессарабии и Прибалтики,
включенных в 1940 году в состав СССР. По радио они, как
и прежде, не звучали - ведь Лещенко жил в Бухаресте и
считался эмигрантом».

В мае 1942 года Лещенко приехал в Одессу. Его концерт
был назначен в Русском драматическом театре. В городе
начался настоящий ажиотаж: очереди за билетами
выстраивались с раннего утра...

День концерта стал подлинным триумфом Петра
Константиновича. Небольшой театральный зал был полон до
отказа, многие стояли в проходах. Певец поначалу
огорчил: первые вещи вдруг стал петь... по-румынски -
оказалось, по требованию властей. Потом зазвучали уже
хорошо известные, любимые многими танго, фокстроты,
романсы, и каждая вещь сопровождалась неистовыми
аплодисментами слушателей. Завершился концерт подлинной
овацией...»

«В июле 1942 года Петр Константинович неожиданно
получил вызов в 13-ю дивизию для работы переводчиком.
Ему казалось, что на него как на потенциального
военнослужащего давно махнули рукой, ан нет -
вспомнили.

Вся его «служба» с октября 1943-го по март 1944 года
проходила на воинских пунктах питания в Крыму - не с
винтовкой или армейским черпаком, а с неразлучной
гитарой, которой он - в приказном порядке, разумеется,
баловал холеное офицерье оккупационных войск».

«Лещенко уже за пятьдесят. В соответствии с возрастом
меняется его репертуар - певец становится более
сентиментальным. Уходят из программ темповые шлягеры,
типа «Моей Марусички» и «Настеньки», появляется вкус к
лирике, романсам, окрашенным тоской и грустью. Даже в
его пластиночных записях, сделанных в 1944-1945 годах,
доминирует отнюдь не радостная тональность: «Бродяга»,
«Колокольчик», «Сердце мамы», «Вечерний звон», «Не
уходи».

Петр Константинович продолжает выяснять возможность
возвращения в Советский Союз, обращался в «компетентные
органы», писал письма Сталину и Калинину. Лучше бы он
этого не делал - может быть, тогда ему удалось бы
спокойно прожить остаток жизни.

В марте 1951 года Петр Константинович был арестован.
Это произошло на концерте в Брашове. Много лет спустя
его жена узнала о том, что Петр Константинович Лещенко
умер в лагере 16 июля 1954 года не то от язвы желудка,
не то от отравления...»

Материалы по делу Лещенко до сих пор закрыты.

Официального разрешения на появление в эфирах СССР
голоса Петра Константиновича в конце 80-х годов XX века
так и не было, просто запрещать перестали. По
советскому радио стали звучать записи песен в
исполнении Лещенко. Потом о нём появились передачи,
статьи. В 1988 году фирма «Мелодия» выпустила пластинку
«Поёт Пётр Лещенко», которую назвали сенсацией месяца.
В мае диск занял 73-е место во всесоюзном хит-параде, а
за пару-тройку недель вышел на первое место по
популярности среди дисков-гигантов. Впервые легально
Пётр Лещенко был назван лучшим.

«Сенсация стала назревать, когда из многих городов
страны от наших корреспондентов стала приходить
информация об огромном интересе любителей музыки к
пластинке Петра Лещенко, известного шансонье 1930-х
годов. Мало кто мог предположить, что занявший в мае
73-е место диск уже в июне стремительно двинется вверх,
к вершине популярности, и в итоге выйдет на первое
место во всесоюзном хит-параде…

Вот так выглядит первая десятка таблицы популярности
среди дисков-гигантов (в скобках указано положение в
прошлом месяце):

1. (73) П. Лещенко.
2. (8) Группа "Алиса", диск "Энергия".
3. (5) Группа "Рейнбоу".
4. (15) Группа "Браво".
5. (-) Архив популярной музыки. Выпуск 4 ("Роллинг Стоунс").
6. (13) Группа "Аквариум", диск "Равноденствие".
7. (-) Юрий Лоза.
8. (-) Оскар Питерсон.
9. (2) Ленинградский рок-клуб.
10. (9) Поёт Лайма Вайкуле».

Газета «Комсомольская правда», от 17 июля 1988 года.

«В послевоенные годы в Москве на волне популярности
Петра Лещенко успешно процветала целая подпольная фирма
по выпуску и распространению пластинок "под Лещенко".
Костяк фирмы составили так называемый "Джаз табачников"
(там одно время работал и композитор Борис Фомин) и его
солист Николай Марков, голос которого был почти
идентичен голосу знаменитого певца. За короткое время
было записано сорок произведений из репертуара Лещенко,
в том числе и не имевшие к нему отношения "Журавли".
Пластинки распространялись в основном на Украине, в
Молдавии… Один музыкант из "Джаза табачников" говорил
по этому поводу так: "Туда везём чемодан пластинок,
обратно — чемодан денег…"

Официально пластинки Петра Константиновича Лещенко в
магазинах не продавались, потому что не выпускались, а
голос певца звучал почти в каждом доме. Подлинник или
подделка — поди догадайся».

За свою творческую жизнь певец записал свыше 180
граммофонных дисков.

Весь видео плейлист для просмотра и прослушивания онлайн: Виниловые пластинки - шлягеры